Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховое право, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Строймонтаж страхование (CMR), Страхование ответственности
Страхование ответственности по госконтрактам: полис ради «галочки»?
Румянцев Виктор Александрович
Независимый эксперт
страхование сегодняКак сегодня ведется работа по страхованию ответственности за исполнение государственных контрактов? С какими экономико-правовыми проблемами сталкиваются страховщики и их клиенты?

В июле текущего года исполнится 4 года со дня вступления в силу Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ. В соответствии с этим законом договор страхования ответственности по государственному или муниципальному контракту (далее – «Контракту») был включен в триаду форм финансового обеспечения исполнения поставщиком своих обязательств по контракту наряду с банковской гарантией и передачи заказчику денежных средств в залог.

За это время договор страхования в силу своей «дешевизны» и упрощенности требований к оформлению занял доминирующее положение по отношению к другим формам обеспечения. Говоря иначе, вопрос защиты бюджетных денег, расходуемых на госзаказы, находится в настоящее время «в руках» страховщиков.

Однако даже при первичном юридическом анализе договорных документов страховщиков возникает вполне обоснованное сомнение в их соответствии действующему законодательству и способности выполнить свое целевое назначение. Не имея возможности в рамках данного короткого комментария вдаваться в детальное изложение затронутой проблемы [1], отметим лишь, что большинство страховщиков в состав страхового случая включают условие о банкротстве поставщика, при этом заявление о признании страхователя банкротом должно быть подано в арбитражный суд в течение периода страхования или в рамках дополнительного периода, установленного договором страхования. Самое удивительное, что данная позиция нашла свою поддержку в проекте «Правил страхования (стандартных) гражданской ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному или муниципальному контракту», разработанных под руководством Президиума Национального Союза Страховщиков Ответственности (НССО) [2]. В соответствии с этим проектом обязанность по выплате возникает, в том числе, после вынесения Арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства; при этом требования выгодоприобретателя о возмещении убытков (реального ущерба), причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением им обязательств по контракту должны быть не удовлетворенны полностью или в части (в том числе, за счет имущества должника). Так и хочется воскликнуть: «Господа! Кого мы хотим обмануть, государство?». Не понятно также, почему НССО проигнорировало «Рекомендации рабочей группы Экспертного совета при ФССН по вопросам страхования ответственности по государственным и муниципальным контрактам», вышедшие в свет в 2007г., в которых состав страхового риска был изложен, на наш взгляд, достаточно правильно.

Конечно, данная ситуация была бы невозможной, если бы законодатель за 4 года действия закона 94-ФЗ «удосужился» ввести хоть несколько правовых норм касательно требований к договору страхования [3]. Однако в силу известных одному законодателю причин требования к данной форме обеспечения остались абсолютно за рамками не только текста данного закона, но и актуального законодательства в целом. И это притом, что вопрос сохранности бюджетных средств, да еще в условиях финансового кризиса, никак нельзя отнести к второстепенному.

Отметим также, что лишь 3 апреля 2008 г на внеочередном совместном заседании Экспертного совета при ФССН (далее - ЭС ФССН) и Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при Федеральной антимонопольной службе было принято решение о создании совместной рабочей группы (из числа членов Экспертного совета при ФССН и членов Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС России) в целях подготовки предложений по внесению учитывающих специфику страховой деятельности изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере проведения конкурсов по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако путь от создания рабочей группы до принятия закона может быть даже более длительным, чем от факта неисполнения обязательств по госконтракту до вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства по факту банкротства поставщика.

В результате правового вакуума в такой непростой и ответственной сфере, как страхование ответственности за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по государственным/муниципальным контрактам, сложилась действительно анархическая ситуация, характеризующаяся огромным разбросом основных условий страхования и соответствующих тарифных ставок. С одной стороны, ряд крупных и/или осторожных компаний существенно повышают тарифы (вплоть до запретительных) или вообще отказываются от данного вида страхования. Объясняется это, в большей степени, ожиданиями существенного возрастания убыточности данного вида страхования в условиях финансового кризиса [4]. С другой стороны, в условиях нарастающей конкуренции страховщиков на фоне резкого падения рынка добровольного страхования (вызванного тем же финансовым кризисом) ряд компаний (преимущественно мелких) предлагают и используют тарифы, соразмерные страхованию железобетонных строений без отделки. При этом в объем ответственности страховщика по требованию заказчика часто включается и неустойка.

Чтобы не быть голословным, приведем в пример оформление страхового обеспечения для победителей аукционов по капитальному ремонту жилищного фонда в г.Москве [5], когда по «рекомендациям» представителей заказчика страхование осуществлялось в ограниченном количестве страховых компаний «далеко не первой руки» по удивительно согласованному тарифу - 0.65% за 6 лет страхования (включая 5 лет гарантийного периода). Нам известно и множество других случаев, когда по очень крупным и сложным (капстроительство, разработка и производство сложного технологического оборудования) контрактам использовались тарифы менее 0,1% годовых!

Использование подобных тарифов говорит о том, что данные риски не перестраховываются, по крайней мере, в надежных страховых компаниях. Соответственно, при наступлении крупных убытков данные страховщики не смогут исполнить свои обязательства.

Главные выводы из вышесказанного можно сформулировать так:

  • нужно срочное внесение изменений (дополнений) в законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере финансового обеспечения государственных и муниципальных контрактов в форме договора страхования и утверждение на их основе стандартных правил страхования.
  • промедление с решением этих вопросов может привести к существенным потерям бюджетных средств, выделяемых на Госзаказы и дискредитации страхования ответственности по государственному контракту, как формы финансового обеспечения.

 


 

[1] Более детальный анализ затронутой проблемы будет представлен в статье, готовящейся сейчас к печати.
[2] Автору комментария удалось ознакомиться с их версией от 31 марта 2009г.
[3] Здесь уместно провести сравнение с Федеральным законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», в текст которого Федеральным законом от 05.02.2007 N 12-ФЗ была введена Глава VII.1. «Финансовое обеспечение» с достаточно подробным описанием как общих требований к финансовому обеспечению в форме банковской гарантии или договора страхования ответственности, так и специальных требований к договору страхования ответственности туроператора.
[4] В последнее время происходит существенное обострение конкуренции при размещении госзаказов и в конкурсах/аукционах все чаще побеждают неизвестные и не имеющие достаточного опыта работы поставщики, использующие демпинговые цены предложений, что объективно влечет за собой повышение вероятности нарушения ими обязательств по контракту.
[5] Аукционы проводились Департаментом капитального ремонта жилищного фонда г.Москвы в конце февраля 2009 г.


26 мая 2009 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Строймонтаж страхование (CMR), Страхование ответственности
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.86 (голосовало: 36 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: